Skip to main content

Что делать, если достаточно способный четвероклассник, который справляется с нестандартными трудными заданиями, головоломками, отказывается или отлынивает от выполнения рутинной монотонной работы...

Что делать, если достаточно способный четвероклассник, который справляется с нестандартными трудными заданиями, головоломками, отказывается или отлынивает от выполнения рутинной монотонной работы, например, решать банальные  примеры из домашнего задания? Мне кажется, что со временем это качество может ему помешать развить свои способности. Нужно ли сейчас заставлять такого ребенка выполнять подобные задания или он сам со временем должен осознать их необходимость?

Владимир

Уважаемый Владимир!

Любым ребенком, как и взрослым человеком, при активном включении в деятельность движет мотив. Мотив может быть связан как с познавательным интересом, желанием узнать что-то новое, разобраться в непонятом, так и с желанием самореализоваться, самоутвердиться, в качестве мотива может выступать потребность ребенка в общении со взрослым (родителем, педагогом и т.д.) или с другим ребенком/подростком. Для ребенка дошкольного возраста важна игра. Мотив может быть, конечно, и не связанным непосредственно с делом, в которое включается ученик, то есть быть внешним по отношению к нему, например, подросток может выполнять домашнее задание только по той причине, что за задание поставят отметку в журнал или дадут денежное поощрение.

Умение заставить себя в нужный момент заниматься кропотливой, пусть даже монотонной неинтересной работой, безусловно, востребованное взрослой жизнью качество, но для взрослого человека оно обусловлено конечной целью деятельности. Взрослый чаще всего осознает, для чего он решает банальные задачи. Возможно, Вашему ребенку не хватает уже именно такой внутренней мотивации – постановки цели в своем обучении, ценностно-смыслового ориентира, направленности на свое будущее здесь и сейчас. Способность регулировать и направлять свою деятельность развивается у человека с детства и преобразуется в навыки к умственному, физическому напряжению, в «привычку трудиться», но если такая способность действительно развивается, она, как правило, увязывается с потребностью к познанию, самосовершенствованию и т.д. Поэтому  формированием способностей к волевой регуляции, особенно если речь идет об одаренном ребенке, в детстве лучше не пренебрегать, но делать это лучше не столько в принудительном режиме, сколько в режиме совместного детско-взрослого взаимодействия в поисках личностного смысла учения.       

Демина Е.В.