Skip to main content

Мой сын отлично учится в школе (ему 12 лет)....Проблема в том, что у него часто случаются конфликты с одноклассниками и учителями.

Мой сын отлично учится в школе (ему 12 лет), несколько лет подряд становится победителем школьных олимпиад по математике, постоянно участвует в интеллектуальных играх и конкурсах. Проблема в том, что у него часто случаются конфликты с одноклассниками и учителями. Он очень принципиальный, в любом вопросе хочет добиться правды и справедливости. Может жестко грубить взрослому, выясняя, кто прав, кто виноват. Как мне ему помочь?

Елена Николаевна

Уважаемая Елена Николаевна!

Коммуникативные проблемы мальчика, которые Вы описываете, могут быть связаны с проявлениями его перфекционизма – выраженным стремлением доводить результаты своей  деятельности до совершенства, соответствия сформировавшимся (воспитанным родителями, другими значимыми для ребенка взрослыми) интеллектуальным или нравственным эталонам. Внутренняя потребность к высокому уровню решения стоящих перед ребенком проблем может быть свойственна интеллектуально одаренному ребенку с детства, и выражаться, например, в его потребности к постоянной оценке происходящего, повышенной критичности, которая выглядит как «принципиальность».

 Описанные проблемы могут быть и следствием трудностей эмоционального развития, которые, с одной стороны, могут проявляться в повышенной эмоциональной открытости, уязвимости, сверхчувствительности ребенка, часто склонного принимать, казалось бы, нейтральные реплики со стороны сверстников или взрослых на свой счет, с другой стороны, проявлением эмоциональной незрелости в отношении других людей – трудностях оценивать и словесно выражать эмоции.

Думается, что родителям мальчика можно бы было попытаться обсуждать вместе с ним произошедшие конкретные конфликтные ситуации как бы со стороны, пытаясь перевести фокус внимания ребенка на чувства, переживания, беспокойства других участников конфликта. Почувствовать мотивы поведения другого человека, увидеть противоположную сторону поможет мальчику эмоциональное проживание ситуации разногласия, исходящее не только из его собственных соображений. Возможно, в разговоре понадобится привести весомые логические доводы поведения другого человека, аргументирующие его поведения, однако, беседу лучше строить на акценте именно переживаний других людей, дать возможность ребенку не только осознать, но и почувствовать причины высказываний, поступков другого человека. Важно при этом не потерять эмоциональную связь с ребенком,  дать понять ему, что Вы не отрицаете его сторону, но видите ситуацию более объемной, неоднозначной в оценке. Хорошо, если удастся разыграть, придумать несколько вариантов словесного поведения мальчика в конфликтной ситуации, тем самым показав возможные образцы его приемлемого гибкого поведения.

Полезно также с этой точки зрения понаблюдать за поведением взрослых в вашей семье. Если взрослые частенько допускаете «жесткие» оценки в адрес других людей, требуете не только от себя, но от других непоколебимых образцов совершенства,  возможно, ребенок неосознанно переносит этот опыт в качестве некоторого заданного эталона поведения.

Демина Е.В.