Skip to main content

Психолого-педагогическая мастерская «Особенности постановки и реализации задач развития аффективно-эмоциональной сферы интеллектуально одаренных школьников»

Для педагогов-психологов специализированных классов на базе МАОУ Гимназии №7 «Сибирская» 23 апреля 2015 г. прошла психолого-педагогическая мастерская «Особенности постановки и реализации задач развития аффективно-эмоциональной сферы интеллектуально одаренных школьников».

Мастерская разработана и проведена по запросу педагогов-психологов сети, прозвучавшем на круглом столе отчетного семинара (май, 2014г, Технопарк). Содержанием мастерской выступило методическое осмысление практики ППс специализированных классов, сложившиеся за четыре года реализации проекта в общеобразовательных учреждениях г. Новосибирска и Новосибирской области. При этом предметом обсуждения в кругу педагогов-психологов, специализирующихся на работе с наиболее способными и одаренными школьниками, стали содержание, формы и методы психологической работы по развитию  аффективно-эмоциональной сферы в контексте психологического сопровождения развития детской интеллектуальной одаренности.

Разработкой темы мастерской занималась инициативная творческая группа специалистов сопровождения.  В профессиональном сотрудничестве работали  Е.В. Демина, канд. психол. наук, зав. отдела психологического сопровождения развития интеллектуальной одаренности ГАОУ ДО НСО «Областной центр развития творчества детей и юношества», Ю.В. Елизарова, сотрудник отдела, модератор мастерской - М.В. Плеханова, педагог-психолог высшей квал. категории МАОУ Гимназия №7«Сибирская», а также  опытные педагоги-психологи образовательных учреждений – участников проекта  специализированных классов: Н.А. Кокорина, педагог-психолог первой кв. кат., МАОУ «Лицей №9», Н.В. Гетман, канд. психол. наук, педагог-психолог высшей квал. категории, МБОУ Гимназия №12, Т.В. Шушакова, педагог-психолог высшей кв. кат.,  МАОУШ-И «Лицей-интернат №7» г. Бердска.  В работе мастерской приняли активное участие 41 специалист, сопровождающий специализированные классы,  из образовательных учреждений  г. Новосибирска  и Новосибирской области (п. Кольцово, р.п. Краснообск, г. Бердск, с. Баган).

        Екатерина Викторовна Дёмина в установочном сообщении представила обзор психологических трудностей развития аффективно-эмоциональной  сферы, наблюдаемых в практике обучения одаренных детей, а также указала на возможности психодиагностического инструментария, разработанного специально для организации психологического сопровождения обучающихся спецклассов и  позволяющего своевременно выявить имеющиеся проблемы в развитии способностей и одаренности. Центральной  линией  выступления Е.В. Деминой, а также других участников мастерской, выступила мысль о чрезвычайной важности своевременного влияния на аффективно-эмоциональное развитие  обучающихся спецклассов в связи с  возрастающими по мере взросления рисками формирования таких защитных механизмов эмоционального переживания как интеллектуализация, усилением диссинхронии развития интеллектуальной и эмоциональной сфер личности.

 

        Наталья Александровна Кокорина (МАОУ «Лицей №9») представила коллегам социально-психологический тренинг по развитию эмоционального интеллекта, разработанный на основе понимания структуры эмоционального интеллекта, предложенной Д.В.Люсиным. Блоки развивающих занятий курса направлены на усиление психологических ресурсов школьников в направлении понимания своих эмоций и распознавания эмоций других людей, управления своими эмоциями и воздействия на эмоции других людей.  В рамках реализации курса педагогом-психологом предложен интересный комплекс арт-методик, театральных игр и игровых методов. В интерактивной части выступления коллегам представлена игра, направленная на развитие умения школьников узнавать и обозначать вербально свои и чужие эмоции.    

 

      Наталья Викторовна Гетман (МАОУ «Гимназия №12»)  в своем  выступлении презентовала разработку проективно коррекционно-развивающей методики, предназначенной для работы с эмоциональной сферы одаренных  детей, - метафорические карты «Мои  эмоции». Колода метафорических карт представлена четырьмя группами специально подобранных изображений, что помогает расширить восприятие учеником ситуации и себя в ситуации: «Предметы», «Ситуации», «Эмоции», «Слово». Методика представляет собой модификацию известной проективной методики, однако презентуемый вариант разработан в рамках проекта  непосредственно  для учащихся специализированных классов с учетом их личностных особенностей и запросов, что делает данную работу востребованной и актуальной.

 Педагоги-психологи получили возможность  опробовать некоторые приемы работы с метафорическими картами, что вызвало у них живой интерес и эмоциональный отклик.

      

      Марина Владимировна Плеханова  (МАОУ «Гимназия №7») представила свою развивающую работу с учащимися специализированных классов  «Искусство смотреть и видеть»: просмотр художественных фильмов в работе с учащимися специализированных классов. В выступлении педагога-психолога освещена  технология подбора и просмотра художественных фильмов вместе с учащимися: раскрыто психологическое содержание предлагаемых к осмыслению после просмотра вопросов, описаны различные способы обсуждения фильма, его эпизодов, а также возникающих в процессе просмотра  чувств и эмоций. Подобная работа психолога, контактирующая с непосредственным  переживаниям значимых для  ребенка чувств, всегда проводится на грани между точным знанием технологии и искусством встречи с другим, что было  ярко продемонстрировано на практической части выступления.

        Татьяна Владимировна  Шушакова (МАОУ «Лицей №7 г.Бердска») в творческой манере представила и  смоделировала проведение психологического тренинга со старшеклассниками, направленного на развитие саморегуляции в ситуации высокого психоэмоционального напряжения. Представленная практическая информация, по отзывам, оказалась актуальна в связи с приближающимися экзаменами.

       Участники мастерской отметили высокий уровень подготовки и проведения  мероприятия (100%), его актуальность (100%), содержательность  и практикоориентированность (100%).

Вот некоторые из отзывов:

Спасибо большое! Очень содержательно и интересно. Очень ценно то, что предоставляете материал в электронном виде. Было бы неплохо регулярно обмениваться материалами.

                                            

Очень интересные, важные, нужные выступления, высокий уровень.

 

Спасибо за практикоориентированную направленность семинара, за глубину и содержание.

 

Большое спасибо! Мастерская прошла очень продуктивно. Очень рада послушать, посмотреть и поучаствовать в деятельности со специалистами.

 

Все выступления на высоком уровне, для себя в работу взяла очень много. Спасибо!